«Столото» начала цифровую трансформацию, чтобы создать новый продукт и вернуть лотереям былую популярность. кажется, это сработало: онлайн-продажи выросли до 54%, а лояльная аудитория — до 30% от числа взрослых россиян.
«Столото» начала цифровую трансформацию, чтобы создать новый продукт и вернуть лотереям былую популярность. кажется, это сработало: онлайн-продажи выросли до 54%, а лояльная аудитория — до 30% от числа взрослых россиян.
в СССР в лотереи играло до 70% взрослого населения, а отчисления от лотерей составили четверть бюджета Олимпиады-80. но сейчас ситуация изменилась: Россия занимает лишь 37 место в мире по продажам лотерейных билетов по итогам 2018 года.
но перспективы развития тут есть. По оценкам Market Insights Reports, объем мирового рынка в 2018 году составил $302,3 млрд, прогноз к 2025 году — рост до $379,7 млрд. ежегодные темпы роста составят в среднем 3%, активнее всего будет увеличиваться сегмент онлайн-лотерей — на 8% в год.
по данным экспертов «ГфК-Русь», с 2014 по 2019 годы число россиян, играющих в лотереи в течение года, выросло с 4% до 27%. только за 2019 год совокупная выручка от продаж лотерей увеличилась на 34%, объем выигрышей — на 27,4%, а целевые отчисления — на 22,4% и теперь составляют 6,69 млрд рублей.
государственные лотереи в России организуют Минфин и Минспорт. сегодня государственные лотереи проводятся в целях финансовой поддержки и развития физической культуры и спорта. отчисления на поддержку спорта составили уже более 14 млрд руб., а общие отчисления и сборы в бюджеты разных уровней от лотерейной деятельности за период с начала распространения государственных лотерей «Столото» составляют уже более 27 млрд. рублей.
главные проблемы — это отсутствие культуры потребления лотерей и предвзятое отношение к ним.
по мнению экспертов Market Insights Reports, главная перспектива для российского и мирового лотерейного рынка — развитие онлайн-продаж и мобильных приложений. но для выхода на этот рынок нужно переупаковать продукты в нечто среднее между лотереями и мобильными играми и создать новый клиентский опыт.
в 2018 году компания «Столото» запустила цифровую трансформацию своих лотерей. Альберт Усманов, директор департамента цифрового маркетинга многопрофильного холдинга S8 Capital, в структуру которого входит «Столото», рассказывает: «мы поняли, что невозможно обеспечить рост бизнеса только за счет оффлайн-инструментов. это мешало нам привлекать молодую аудиторию, которая, по данным исследования IGT, считала эту категорию «развлечением для бабушек».
мы выяснили, что недоверие к лотерейной категории и недостаточно высокий уровень NPS — следствия несовершенного клиентского опыта в цифровых и розничных каналах, — рассказывает Усманов. — например, когда у человека возникают сложности в мобильном приложении «Столото», он думает, что это сделано специально, чтобы его обмануть.
по данным Accenture Strategy Study, ежегодно компании в США теряют более $1,6 трлн из-за проблем с клиентским опытом. это связано с тем, что бизнес фокусируется на привлечении потребителей, но не на их удержании и повышении лояльности.
в итоге, по данным PWC, больше половины клиентов во всем мире остаются не удовлетворены взаимодействием с компаниями и сервисами. 73% опрошенных рассчитывали на более высокое качество сервиса. после первого же негативного опыта 31% перестает пользоваться товарами или услугами бренда.
чтобы улучшить клиентский опыт, в «Столото» разбили задачу на два блока:
уже сейчас этот период занимает всего один-два месяца, а стоимость привлечения не превышает несколько сотен рублей. наша задача — снижать стоимость привлечения на 20% каждый год.
для этого «Столото» и компания AIC провели исследование текущих и потенциальных клиентов. оно выявило около 100 точек роста, которые влияют на клиентский опыт и не позволяют потребителям принять участие в лотерее. например, выяснилось, что новые клиенты сталкивались со сложностями уже на этапе создания аккаунта и покупки билета.
мы обратили внимание, что 12% пользователей приходят на сайт только для того, чтобы проверить бумажные лотерейные билеты, и уходят, не покупая новые. у нас возникла гипотеза о том, что это офлайн-потребители, которые приходят на сайт для проверки билетов. вскоре мы поняли, что цифровые платформы не были нацелены на сквозной опыт, что приводило к снижению, в том числе, офлайн-продаж.
исследование помогло выявить шесть типов онлайн-потребителей, что объяснило около 95% всего поведения на сайте и в мобильных приложениях.
два последних типа — продвинутые игроки.
проанализировав эти профили и поведение пользователей, в компании увидели, с какими проблемами сталкивается каждый из них. это позволило разработчикам, маркетологам, менеджерам по лотерейным продуктам и даже pr-менеджерам в корне изменить стратегию работы с каждым из потребителей. а также начать изменение бизнес-процессов и витрин компании.
до окончательной трансформации лотерей в цифровые отрасли потребуется еще около трех-четырех лет. но уже сегодня в «Столото» более половины лотерейных билетов продается через сайт и мобильные приложения. доля цифровых продаж за два года выросла почти на 15%. по итогам 2020 года ожидается, что она составит более половины всей выручки, а в 2021-м — превысит доходы от оффлайна.
пока что лотереи в цифровых каналах — это в каком-то смысле копия оффлайна. но именно цифровые каналы дают возможность иначе взглянуть на клиентский опыт и «форм-фактор» лотерейных продуктов, например, задействуя дополнительные механики и инструменты, а также геймификацию, чтобы привлечь и удержать пользователей.
с помощью новой стратегии в компании рассчитывают увеличить доходность онлайн-платформ до 10% на конец 2021 года. а главное — перезапустить формат онлайн-лотерей, став частью мобильной игровой индустрии.