условно выделим четыре группы продуктов:
1 группа: продукты, которые уже имеют на рынке аналоги, которые решают одни и те же пользовательские задачи одинаковыми инструментами и которые почти не отличаются друг от друга по функциональному наполнению.
например, банки в большей степени конкурируют за счёт лучшего сервиса и условий.
2 группа: продукты, которые предоставляют комплексные решения и агрегируют в себе широкий набор возможностей. при этом часть таких возможностей представлена на рынке отдельными компаниями.
3 группа: продукты, которые специализируются на чём-то очень узком.
например, ко 2 группе относится приложение ClickUp, предоставляющее богатый функционал для планирования и ведения проектов, а к 3 группе — things, приложение одной функции (создание списка задач).
4 группа: продукты, у которых нет ни конкурентов, ни аналогов. для этой группы метод бенчмаркинг не подходит по определению.
если ваш продукт сложный и составной, то при планировании бенчмаркинга стоит его сразу декомпозировать. за основу можно брать смысловые или функциональные разделы (каталог, программа лояльности, спецпроекты), пользовательские сценарии (онбординг, поиск и выбор, оформление заказа). декомпозиция здесь скорее творческий процесс, чем формализованный. но в результате она позволит найти лучшие решения не только среди конкурентов, но и у совершенно сторонних продуктов, имеющих схожий набор сущностей.