мы решили провести небольшой разведывательный опрос по внутренней базе aic, чтобы проверить, насколько клиенты замечают изменения условий начисления кешбэка и как эти изменения могут повлиять на их отношения с банком.
опрос проводился 11–13 апреля, анкета распространялась в социальных сетях. в опросе поучаствовал 131 человек в возрасте 18–52. среди них 62% — женщины, 38% — мужчины. большая часть респондентов живут в Москве и МО/ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, пятая часть опрошенных в городах-миллионерах и крупных городах. около половины из них пользуются двумя банками для совершения ежедневных операций, треть — использует продукты трех и более банков, пятая часть респондентов использует один банк. вопросы в анкете были посвящены важности кешбэка для клиентов, заметности изменений в условиях начисления и их влиянию на взаимодействие клиента с банком.
большая часть опрошенных указали, что для них важны условия начисляемого кешбэка, но изменения предоставления бонусов в течение последних трех месяцев заметили только треть респондентов. из них подавляющее число людей (36 из 43) — пользователи Тинькофф, еще шестеро — Альфа-Банка, один респондент — клиент Райффайзен Банка. негативно оценили изменения в кешбэке 14 человек и 6 отметили, что это повлияло на их взаимодействие с банком: один респондент полностью отказался от оказываемых услуг, остальные сократили использование продуктов банка, но не планируют от него отказываться. четверо отметили, что изменения пока не повлияли на использование банка, но ожидают, что это может произойти. при этом отказываться от услуг банка они пока не собираются. еще 17 опрошенных оценили изменения нейтрально.
так, среди причин, которые удерживают респондентов ухода из банка, большинство отмечали надежность, а также то, что ценность кешбэка не так значительна, чтобы стать веской причиной для ухода из банка в принципе или конкретно сейчас. часть указывали на отсутствие сил, времени или желания менять финансовые привычки. некоторые респонденты указали, что ситуация в других подходящих для них банках примерно такая же, поэтому они не спешат отказываться от услуг банка, в котором заметили изменения в условиях начисления кешбэка.
результаты нашего опроса перекликаются с выводами проведенных ранее исследований и демонстрируют, что изменения в кешбэке могут заставить клиента сократить использование услуг банка, но не являются достаточной причиной для полного отказа от его продуктов. в то же время программы лояльности остаются сильным инструментом удержания клиентов, поэтому в текущей ситуации банки столкнутся с необходимостью искать новые способы поощрения клиентов, основанные не только на экономической выгоде, но и на эмоциональных вознаграждениях. так, рациональные факторы (например, стоимость обслуживания) играют роль в начале пути взаимодействия клиента с брендом, тогда по мере того, как растет продолжительность отношений, более значимой становится эмоциональная привязанность клиента к компании.