Как связаны с Метавселенной NFT, криптовалюты и блокчейн
Растущая популярность Метавселенной в значительной степени способствовала росту невзаимозаменяемых токенов (NFT). NFT — возможно, самая популярная аббревиатура 2021 года. Технология невзаимозаменяемых токенов позволит регистрировать собственность на любой цифровой объект; виртуальный дом, одежду для аватара, сам аватар, билеты на мероприятия, объекты искусства, приобретенные для обустройства интерьера виртуального дома и пр.
Мы повторяем наши рутины, интересы и одержимости в цифровых мирах: от выбора и ношения нарядов для наших аватаров и автомобилей для вождения до укрепления виртуальных отношений и близости; от зонирования цифровой земли и строительства виртуальных домов до встреч с друзьями в виртуальном торговом центре. NFT защитит право на цифровое имущество и виртуальную собственность. Это может лечь в основу экономики Метавселенной.
Как заявил The Fabricant, в цифровом мире «люди — это не пассивные потребители, а творческие агенты, создающие свое самовыражение и курирующие свою виртуальную идентичность».
NFT в свою очередь хранится в блокчейне [22]. Поэтому невзаимозаменяемые токены нельзя незаметно подменить, разделить или заменить. Блокчейн гарантирует аутентичность невзаимозаменяемых токенов. Благодаря этой системе любой пользователь может проверить оригинал и историю конкретной NFT через блокчейн. При покупке NFT-токена необходимо иметь криптовалютный кошелек. Он потребуется для оплаты покупки, а также для хранения самого токена.
Отсюда можно дать определение, что:
NFT — имущество в Метавселенной;
криптовалюта — деньги Метавселенной;
блокчейн — книга по истории Метавселенной, в которой хранятся все записи о взаимодействии между ее участниками.
Рынок и прогнозы
В 2021 году Bloomberg предполагали, что к 2025 году этот общемировой рынок может стоить $800 млрд по сравнению с $47 млрд в 2020 году [23], а Markets and Market, которые делали прогноз в конце февраля нынешнего года, пророчат уже более скромные, но все же весомые $13,6 млрд к концу текущего года.
Также развивается глобальный рынок AR, VR и MR, который примерно достигнет 300 миллиардов долларов к 2024 году [24].
В конце марта 2022 международный банк Citibank опубликовал исследование «Metvaverse & Money» о масштабных финансовых перспективах Метавселенной. К 2030 году общий объем рынка метавселенных был оценен от $8 до 13 трлн, утверждают специалисты Citi. Общее количество пользователей к этому времени, включая пользователей мобильных телефонов, может достигнуть 5 млрд. Пользователей VR / AR будет около 1 млрд [25].
Финансы Метавселенной (MetaFi) будут представлять собой комбинацию децентрализованных финансов (DeFi), централизованных (CeFi) и традиционных (TradFi). При этом DeFi, вероятнее всего, будут отвечать за кредитование под залог, а также протоколы «доходного фермерства» (способ зарабо9ка на криптовалюте) [25].
«Кроме того, Метавселенная на основе блокчейна будет ориентироваться на формирующиеся законы о криптовалютах и децентрализованных финансах во многих юрисдикциях по всему миру», — подытожили в Citi [25].
Данные из США EDGAR Комиссии по безопасности и обмену показывает, что слово «metaverse» было упомянуто в 265 заявках в Комиссию по ценным бумагам и биржам в 2021 году по сравнению с семью в 2020 году [26]. Аналогичная тенденция наблюдается с квартальными звонками о доходах. Метавселенная имела более 440 упоминаний [3] в звонках о доходах в третьем квартале 2021 года, что в четыре раза больше, чем в предыдущем квартале.
В более широком инвестиционном ландшафте доминируют три категории инвесторов [27]:
Крупные технологические компании. В частности, Meta, Microsoft, Nvidia, Apple и Alphabet, предпринимают активные действия по формированию Метавселенной. Например, в конце этого года запланирован выпуск гарнитуры Sony PlayStation VR, и, возможно, Apple присоединится к пространству с дополненной реальностью в 2023 году.
Венчурный капитал инвестирует значительные средства в метавселенные. Примеры включают в себя рынок NFT OpenSea, привлекающий 300 миллионов долларов при оценке 13,3 миллиарда долларов США в раунде финансирования Series-C во главе с Paradigm и Coatue, Метавселенной технологической компанией Improbable привлекает 150 миллионов долларов во главе с Андрессеном Горовицем и SoftBank, Yuga Labs (создатель яхт-клуба Bored Ape) собрал 450 миллионов долларов при оценке в 4 миллиарда долларов для создания виртуального мира, The Sandbox получает 93 миллиона долларов от SoftBank, а Niantic получает 300 миллионов долларов от Coatue.
Корпорации и бренды, не входящие в технологии, вкладывают ресурсы в усилия по продвижению вперед. Например, Disney назначил старшего руководителя для надзора за своей стратегией Метавселенной, в то время как LEGO инвестировала в Epic Games (производителей Fortnite). Epic Games также сотрудничала с роскошным брендом Balenciaga, который создал специальное подразделение метавселенных и запустил свою последнюю коллекцию в виртуальном пространстве. Самые последние технологические тенденции и достижения, В ответ бренды ищут инновационные способы опередить конкурентов. С увеличением числа сценариев использования Метавселенная предлагает возможности роста, которые бренды первопроходца стремятся исследовать и развивать.
Крупные технологические компании, венчурный капитал (VC), прямые инвестиции (PE), стартапы и известные бренды стремятся извлечь выгоду из возможностей Метавселенной. Корпорации, венчурные капитализм и PE уже инвестировали более 120 миллиардов долларов в Метавселенную за первые пять месяцев 2022 года, что более чем в два раза превышает 57 миллиардов долларов, инвестированных за весь 2021 год, большая часть этого обусловлена запланированным приобретением Microsoft Activision за 69 миллиардов долларов. Отрасли, которые в настоящее время возглавляют внедрение Метавселенной, также планируют посвятить ей значительную долю своих цифровых инвестиционных бюджетов [27].
Интерес к метавселенным также подтверждают уже случившиеся инвестиции. Например, Decrentraland привлек 24 миллиона долларов перед выпуском в феврале 2020 года. Всего за три месяца казино Decentraland Games заработало 7,5 миллионов долларов. А в апреле 2021 года Epic Games, которая является создателем Unreal Engine и Fortnite, завершила раунд финансирования в размере 1 млрд долларов США на поддержку будущих возможностей роста в Метавселенной [24].
Метавселенной, вероятно, потребуется более десяти лет, чтобы реализовать большую часть своего потенциала, но инвестиционное сообщество уже анализирует, что это повлечет за собой. Goldman Sachs и Morgan Stanley оба заявили, что Метавселенная может приблизиться к оценке в 8 триллионов долларов, что близко к оценке Citibank, в то время как Кэти Вудс из Ark Invest более абстрактно говорит [28], что это возможность на несколько триллионов долларов. Инвестиционные компании сходятся во мнениях, но как бы то ни было, мы не знаем, что будет дальше — вопросов больше, чем ответов.
В Ирландской консалтинговой компании Accenture составили роадмап развития индустрии и считают, что к 2034 году обычный взрослый будет проводить в иммерсивных цифровых мирах столько же, сколько в реальной жизни. К 2031 предсказывают появление профессий, в которых 100% времени нужно будет находиться в метавселенной.
Метавселенные все еще на ранней стадии зарождения, но некоторые ключевые компоненты уже начали формироваться и трансформируют все, от электронной коммерции до средств массовой информации и развлечений и даже недвижимости. Пока мы не можем предсказать будущее — возможно, Метавселенная продолжит активно развиваться, либо же превратится во что-то другое.
Мы предлагаем быть наготове и проникнуться этой темой, попробовать ее прочувствовать и быть готовыми к экспериментам.
Значительные культурные открытия, как правило, приписываются таким местам и эпохам, как Флоренция эпохи Возрождения, Вена 1900-х годов и Свингующий Лондон 1960-х. Следующим станет Метавселенная, которая повлияет на восприятие людьми искусства, музыки, фильмов и брендов.
Трудно говорить о том, что будет дальше, не обсудив этическую сторону вопроса. Непреднамеренные технологические последствия прямо сейчас влияют на человечество, и открытость в отношении этого воздействия должна стать неотъемлемой частью укрепления доверия в Метавселенной — особенно в отношении контроля поведения, устойчивости и доступности.
Вполне вероятно, что мы находимся на границе новой культурной эпохи, и это связано с Метавселенной. Что бы ни случилось, новая среда открывает перед компаниями неограниченные возможности для исследований, тестирований и инноваций, что абсолютно точно станет захватывающим опытом.